Выбрать страницу

ХАЗАРЫ (Роман Винокур)

«Как ныне сбирается вещий Олег отомстить неразумным хазарам…» — так писал Пушкин, и для многих эти слова стали единственным знанием о хазарах. Кто же они были на самом деле, и какова их роль в истории? Этот вопрос интересен не только с научной точки зрения. Дело в том, что некоторые историки утверждают, что древние евреи частично вымерли, а частично стали христианами и мусульманами. Что касается современных евреев, то они якобы произошли от хазар, принявших иудейство, и поэтому, будучи народом даже не семитского, а тюркского корня, не имеют никакого исторического права на земли древних иудеев.

Хазары

 

Первые основательные документальные сведения о хазарах относятся примерно к седьмому веку нашей эры, когда победоносные арабские армии попытались пересечь Кавказские горы, чтобы по северному берегу Черного моря прорваться к сердцу Европы и обратить в исламскую веру германские и славянские народы. Однако на перевалах они были контратакованы бесчисленными всадниками, одетыми в длинные шубы и высокие меховые шапки. Эти кавалерийские лавины, несущиеся на врага с оглушительным свистом, смяли передовые арабские отряды, но были разгромлены подоспевшими основными силами. С интересом рассматривали арабские полководцы захваченных пленных.

Хазары были тогда в основном язычниками, говорили на тюркских диалектах и прекрасно понимали друг друга, хотя внешне выглядели как представители разных народов. Одни из них, рыжебородые и голубоглазые, имели богатырское сложение, и внешне выглядели, как славяне и германцы. Другие, брюнеты, лицами напоминали жителей Индии и были менее крупными и мускулистыми, чем их «белые» соотечественники. Монголоидов среди пленных не оказалось. В последующих сражениях побеждали то арабы, то хазары, но постепенно стратегическая инициатива перешла к хазарам. Арабам пришлось отступить, хотя война в целом продолжалась около века.

Хазарский каганат

 

По всей видимости, хазарские племена пришли в Европу вслед за гуннами, но осели значительно восточнее, на сравнительно безлюдных тогда пространствах. Их государство, Хазарский Каганат, включало обширные степные территории между Волгой и Днепром, а также Крым и Северный Кавказ. Главный правитель, каган, жил в столице, городе Атиль (в низовьях Волги, недалеко от нынешней Астрахани), с 25 женами — представительницами 25 основных народов страны. Престол обычно передавался по наследству. В число «провинциальных» городов Хазарского Каганата входили Киев и Тмутаракань (ныне — Тамань, на берегу Керченского пролива, воспетая М.Ю.Лермонтовым в «Герое нашего времени»). Верховный суд подчинялся первому беку и состоял из семи судей. Скорее всего, он был сформирован уже после того, как хазарская знать и их приближенные приняли иудейскую веру, так как помимо двух христиан, двух мусульман и одного язычника среди судей были еще два иудея (хотя иудеев в Хазарском каганате было во много раз меньше, чем мусульман и христиан).

Вероятно, первый бек играл в Хазарии примерно ту же роль, что первосвященник в древней Иудее, хотя некоторые ученые считают, что его власть была менее значительной. Закон иногда был сильней, чем сам каган, которого могли казнить (путем удушения) не только по истечению срока полномочий, но и за допущенные ошибки. Генерала (по хазарски, бека), проигравшего сражение, наказывали изощренным способом. Он вызывался ко двору вместе со всей семьей, и на его глазах каган передавал его жен и детей в собственность другому знатному человеку.

Хазары взимали регулярную дань с пограничных народов, но взамен защищали их от врагов и не нападали сами. Другим экономическим стержнем Хазарии была торговля, поскольку сильная центральная власть почти гарантировала безопасное прохождение купеческих караванов через свою территорию «из славян — в греки» и от Византии — в Персию.

Карта Византийской империи

 

Постепенно южные хазары перешли в мусульманство. То, чего не удалось осуществить мечом, было достигнуто лаской и колыбельными песнями. Конечно, сыграли роль и другие факторы.

В первую очередь, — более высокий хозяйственный и культурный уровень арабов, продемонстрированный их астрономами, врачами, математиками и ремесленниками. В то время, как юг Хазарского Каганата тяготел к мусульманству, хазарские племена, жившие на западе и севере страны, стали принимать христианскую веру. При этом энтузиазм был настолько велик, что новые христиане сжигали не только языческих идолов и священные деревья, но и самих шаманов.

Однако степные жители в душе оставались язычниками, продолжая подспудно поклоняться силам природы, от которых они зависели больше, чем от малопонятных афоризмов, напеваемых проповедниками. Единственное, что они усвоили более или менее твердо, это — идею верховного бога, творящего мир для живых и правосудие для мертвых.

Примерно такой же, по сути, была религиозность хазар — мусульман. Тем не менее, религиозная ориентация всегда была важна, поэтому противоречия между народами Хазарского Каганата стали углубляться. Страна оказалась перед угрозой раскола, и тогда каган пригласил в Атиль мусульманских, иудейских и христианских идеологов для участия в диспуте, основной целью которого был выбор государственной религии.

Выслушав разные мнения и аргументы, он отдал предпочтение раввинам.

Христиане воздержались от комментариев, но зато два века спустя одержали победу в аналогичном диспуте при дворе киевского князя Владимира. Обе легенды, несомненно, имеют в основе реальные случаи, хотя, скорее всего, каган (как и потом князь Владимир) исходил главным образом из политических соображений.

Принятие христианства повлекло бы отторжение мусульманского юга и его союз с арабами. Переход в ислам означал бы неизбежную конфронтацию с Византией, поддержанной северными хазарами — христианами. Что же касается иудейской веры, то она была праматерью как христианства, так и мусульманства, и могла примирить враждующие стороны. Кроме того, за спиной раввинов не стояла ни одна из враждебных супердержав. Возможно, что каган выбрал иудаизм как меньшее из трех зол…

Примеру кагана последовал его двор, а также многие знатные хазары. В страну стали прибывать еврейские беженцы из Византии, где их пытались насильно крестить, и откупиться на этот раз было нельзя. Они поселялись главным образом в Крыму и в столице, Атиле. Евреи, жившие в мусульманских странах, не спешили с выездом на постоянное жительство в Хазарию, ибо ислам диктовал более мудрую государственную политику по отношению к иноверцам — «Коран, выкуп или меч» (то есть, можно было сохранить свою религиозную принадлежность и не быть убитым, просто платя более высокие, чем для мусульман налоги).

Кроме того, хазары не соблюдали всех положенных иудейских обрядов и догм, поэтому для евреев они были скорее друзьями, чем братьями по вере. Тем не менее, каган стал рьяным защитником иудеев.

После двухвекового периода расцвета хазарского государства религиозные и межнациональные разногласия усилились, и контроль над окраинами был потерян. Армия, подчиненная центру, сократилась количественно и не могла обеспечить сбора дани. Торговля свелась почти к нулю из-за невозможности гарантировать безопасное прохождение купеческих караванов. В конце десятого века великая когда-то страна прекратила независимое существование, хотя хазары упоминались в разных исторических документах еще примерно два-три века.

Что потом произошло с хазарами? Кто их потомки? Каковы были их отношения со славянами?

Теснимые воинственными германскими племенами, а потом — венграми, многие славяне когда-то давно ушли на восток, в пределы Хазарского Каганата, к городу Киеву. Известно, что славяне долго оставались под защитой хазарских клинков, платя вполне умеренную дань. За это время численность восточных славян и их благосостояние заметно возросли.

Хазары «предупредили» венгров и нанесли серьезные поражения другим опасным врагам славян, печенегам, оттеснив их далеко за Днепр. Однако когда Каганат пришел в упадок, участились разбойные набеги степных «джигитов», в том числе хазарского происхождения, и славяне обратились за помощью к варягам, которых они называли Русью. «Земля наша велика и обильна, да порядку в ней нет, пойдите княжить и владеть нами», — так сказали славянские старшины варяжским князьям, и возникла Киевская Русь. И славяне, и варяги были тогда язычниками.

Русичи также захватили Тмутаракань и удерживали ее больше века. Киев стал столицей русских земель. Однако в жизни Киевской Руси продолжали играть важную роль северо-хазарские племена — половцы. Они устраивали набеги на русские села и города, но и русские князья занимались тем же. Часто брат шел против брата, наняв для поддержки знакомых половцев. Связь между двумя народами усилилась после крещения Руси (в 988 году), поскольку многие половцы тогда уже были христианами. Русские князья охотно женились на дочерях половецких ханов, которые были их единоверками. Угодив в плен к половцам (в конце двенадцатого века), князь Игорь жил совсем неплохо.

Половцы

 

Хан Кончак приставил к нему сторожей, которые скорее исполняли функции слуг и телохранителей. Когда Игорь полюбил степную охоту, хан подарил ему своего лучшего сокола. Он также разрешил Игорю бежать. В чем причины такого сердечного отношения к захваченному в плен врагу? Предполагается, что хан Кончак был не только единоверцем, но и родственником князю Игорю… Полвека спустя половцы в союзе с русичами пытались отбить татаро-монгольское нападение, но потерпели сокрушительное поражение в битве на реке Калка в 1223 г.

Многие половцы и центральные хазары, спасаясь от захватчиков, ушли тогда в Болгарию и Венгрию. По-английски Венгрия — Hungary, то есть страна гуннов (Huns), однако проживавшие там гунны уже давно дезинтегрировались как нация, и королевство было создано венграми (или иначе — мадьярами, племенами не тюркского, как хазары, а угро-финского происхождения). Венгры когда-то жили на территории Хазарии, и поэтому знали хазарский язык. Они охотно приняли бывших соотечественников, забыв былые распри (было не до того — надвигались монголы). Венгры называли хазар «гузарами» или «гусарами», и в королевском войске появилась «гусарская» кавалерия.

Вот откуда, а вовсе не от гусиных перьев в шапках, получили свое название «летучие» гусары. Н.В. Гоголь, которого в преклонении перед иностранцами уж никак не обвинишь, писал, что за Карпатскими горами живет славный народ венгерский, который ездит на коне и рубит саблей не хуже любого казака.

Часть хазарских племен ушла в Болгарию, где их тоже встретили радушно. Дело в том, что еще в седьмом веке нашей эры болгары, родственные хазарам тюркские племена, ведомые ханом Аспарухом, достигли Дуная, где слились с местными славянами. Это объединение оказалось взаимно выгодным. Пришельцы были умелыми и храбрыми воинами и помогли славянам отразить натиск венгров и византийцев. Так возникло Болгарское царство.

Что же произошло с хазарами, оставшимися в родных степях? Они частично смешались с захватчиками, а частично дали начало многим современным народам Северного Кавказа. При этом значительная масса хазар-христиан и хазар-иудеев приняла мусульманство. А как те, что сохранили свою веру?

Здесь историками были выдвинуты две гипотезы. Первая — о происхождении казаков, вторая — об этнических корнях восточноевропейских евреев. Известно, что первые казаки были тюркского, а не славянского происхождения. Потом к ним стали присоединяться русичи, бежавшие от своих собственных или иностранных угнетателей. По одним данным, новые пришельцы, в конце концов, стали количественно преобладать, по другим, казаки разрешали инородцам селиться рядом, принимали их для участия в военных действиях, но казаками не считали.

Даже в середине девятнадцатого века многие женщины — казачки, жившие в станицах на Дону и Северном Кавказе, предпочитали общаться на «татарском» языке (это упоминается и в повести Л.Н. Толстого «Казаки»). Мужчины говорили по-русски хорошо, так как проходили службу в русской армии.

Предположение о том, что казаки часто захватывали себе жен как пленниц во время набегов на татар и турок, как считал Н.В. Гоголь, достоверно не подтверждено. Считается, что слово «казак» происходит от тюркского «вольный всадник». Однако, возможно, говоря о «вольных всадниках», имели в виду степных хазар – христиан. Монголы называли хазар «коза» или «коса», а с другой стороны, тюркские христиане имели основание жить на воле, то есть отдельно от мусульманского большинства.

Вольный всадник

 

Что касается языка, то есть много примеров в истории, когда даже воинственные племена перенимали язык соседнего народа, стоящего на более высокой ступени цивилизации. Такое, например, произошло, когда литовцы, бывшие тогда язычниками, захватили в конце тринадцатого — начале четырнадцатого веков часть нынешней Украины. В результате многие из них приняли православную веру, а государственным языком Литовского княжества стал старорусский язык, на котором, кстати, написано «Слово о полку Игоревым». Это продолжалось до тех пор, пока Литва не объединилась с Польшей, и ее правители не перешли в католическую веру.

Гипотеза о хазарском происхождении восточноевропейских евреев выглядит гораздо менее вероятной. Сторонники этой версии полагают, что древние евреи, давшие миру Библию, и Иисуса Христа, давно вымерли, а нынешние — не имеют к «избранному богом народу» никакого отношения. В качестве аргументов фигурируют некоторые общие термины (например, фамилия Каганович и Коган якобы могли иметь отношение к хазарскому каганату) и внешний вид: среди евреев, как и среди древних хазар, немало рыжеволосых и голубоглазых. Возникает вопрос, куда делось богатырское сложение?

Важно и то, что идиш, возникший спустя несколько веков после крушения Хазарского Каганата, имеет гораздо большее сходство с южно-германскими диалектами, чем с тюркскими диалектами. Кроме того, число хазар-иудеев, и без того сравнительно малое, еще больше сократилось после перехода многих из них в мусульманство. Несколько тысяч караимов (тюрков, исповедующих религию близкую к иудейской) живут в настоящее время в Литве, Польше и Крыму. Возможно, что и небольшая часть евреев является потомками хазар (в конце концов, как сказал, Юлиан Тувим, родство евреев — не по той крови, что течет в жилах, а по той, что текла из жил), однако для распространения этой гипотезы на большинство восточноевропейских евреев нет никаких убедительных оснований…

В заключение следует заметить, что во многих исторических случаях нет абсолютно доказанных фактов, и история напоминает скорее открытую, чем закрытую книгу. Даже выявление новых старинных летописей не является панацеей от искажения истины, поскольку порой отражаются не столько происшедшие события, сколько мнение о них самого летописца. В этом смысле полезно критически рассмотреть различные гипотезы, даже маловероятные.