Выбрать страницу

Многие осуществляемые в настоящее время в России за последние 12 лет (1992-2004 гг.) реформы, включая сельское хозяйство, изначально подгонялись реформаторами под западный образец: американский, европейский, какой угодно, только не национальный. Плохо идут реформы в сельском хозяйстве, страна все больше покупает продовольствия за границей, благо выручают нефтедоллары, хлынувшие в страну в связи с резким повышением цен на нефть. Современная ситуация напоминает пир во время чумы. Россия практически во все времена кормила себя и еще продавала зерно за границу. Нужно было довести ситуацию до абсурда, как, тем не менее, не однократно происходило за время правления коммунистов в России.   

 И с этой точки зрения столыпинская аграрная реформа требует детального изучения.

Толчком к проведению аграрной столыпинской реформы явилась революция 1905-1907 гг. в России.  В тот период дворянские гнезда, являвшиеся оплотом самодержавия в сельской местности, повсеместно приходили в упадок. Крестьянские общины, объединявшие основную массу крестьян, функционировали с низкой эффективностью. Рушились основы существования России как единого организма, требовались новые единые формы устоев государства. Само время потребовало «отвязать» крестьянина от общины, которая сковывала инициативу ее трудолюбивых членов. Поэтому Петр Аркадьевич Столыпин выдвинул чрезвычайно смелую для всего исторического опыта страны идею: опираться в деревне, прежде всего на инициативных, крепких хозяев, которые могли бы иметь свою землю и обрабатывать ее всем своим родом. Отсюда у крестьян сразу же появилось стремление к большой семье, крепким родственным связям. Земля объединяет род и семью из поколения в поколение.

П.А. Столыпин это прекрасно понимал и хотел своими практическими реформами привести Россию в новое, благополучное и исторически перспективное состояние. Он говорил: «мы будем опираться не на слабых и пьяных, мы будем опираться на сильных и инициативных».

Столыпин П.А. Работа художника И.Репина (1910 год)

 

Уже к 1911 году (т. е. к моменту его убийства), что бы ни говорили враги Столыпина, коих и сегодня еще достаточно, столыпинские реформы в России заработали. Более 2,5 миллиона крестьян вышли к тому времени из общин и успешно работали на земле.

Столыпин П.А. неоднократно бывал в Восточной Пруссии (современная Калиниградская область), где основной формой сельского хозяйства были хутора. Крестьяне на этих хуторах работали весьма эффективно и до завоевания Советским Союзом в войне 1941-1945 гг. Восточной Пруссии и изгнания оттуда немцев, Восточная Пруссия была житницей Германии.

Современные реформы в сельском хозяйстве, предусматривающие, в частности, создание фермерских хозяйств, в некоторой степени воспроизводят хутора времен П.А. Столыпина.

Отличие заключается в том, что Российское государство сразу начало помогать вновь создаваемому с/х собственнику льготными кредитами, с/х техникой, удобрениями. Это не замедлило сказаться на экономическом положении страны. 

Положение столыпинских крестьян нельзя сравнивать с положением нынешних фермеров, когда нет ни льготных субсидий, ни соответствующей сельскохозяйственной техники. Нынешнее фермерство задыхается. Во времена Петра Аркадьевича крестьянство буквально на глазах начало становиться на ноги, слабые подтягивались к сильным. В частности, это следует из записок моего отца. Ну а забулдыги и бездельники — те были на селе всегда.

 

Были созданы Крестьянские поземельные банки для регулирования хозяйствования на земле. Выделялись льготные субсидии, шло освоение новых земель в Сибири. Многие крестьяне из центральных губерний России уехали на Урал, в Оренбургские степи, в Сибирь.

Показательный факт: некоторые семьи после убийства Петра Аркадьевича возвращались. Значит, доверие народа к реформам держалось на его имени. Хотя в истории не принято говорить в сослагательном наклонении, но был бы жив Столыпин, видимо, не было бы многих последующих трагических событий, которые потрясли весь мир. Именно весь мир.

Столыпин отстаивал основы, тысячелетиями скреплявшие Русь — государь, православная вера и православный народ.

Показательный пример: Кайзер Вильгельм (король Пруссии), которого трудно заподозрить в симпатиях к России, говорил, что, если бы у него был бы такой премьер-министр, как Столыпин, Германия в считанные годы стала бы процветающим государством; что в своей жизни он видел много политических деятелей, с ним рядом был Бисмарк, но Столыпин был умнее, дальновиднее, глубже.

Кайзер Вильгельм II

 

Петр Аркадьевич Столыпин происходил из древнейшего славянского рода и, очевидно, унаследовал лучшие черты предков. В его роду было много военачальников и государственных деятелей, в т.ч. князей Вяземских, по линии матери он был родственником Лермонтова. И уже чисто по внешности своей Столыпин являл собой классический тип государственного деятеля, человека глубокого ума, таланта, долга и чести.

Указ Александра II от 1861 г. об отмене крепостного права в России был во многом формальным и не обеспечивал экономической свободы крестьянству. Собственниками земли оставались помещики и мелкопоместные дворяне, ведущие в основном праздно-созерцательный образ жизни. Для большинства дворян основным было служение в армии либо на государственной службе, а на земле работали их кормильцы-крестьяне. Эта ситуация предопределила революцию 1905 г.

В перспективе на месте сельской общины с ее периодическими переделами земель, чересполосицей, принудительным севооборотом для всех членов общины, что консервировало отсталые агротехнические приемы, должны были возникнуть фермерские хозяйства хуторского типа.

Указ Александра II от 1861 г. об отмене крепостного права в России

 

Решалась и крупная социально-политическая задача. Предполагалось, что крестьянин-собственник станет надежной опорой порядка в России. Такой крестьянин, обладая чувством собственного достоинства, основанное на трудолюбии, внесет в деревню и культуру, и просвещение, и достаток. Во время службы в Литве Столыпин П.А. неоднократно бывал в соседней Восточной Пруссии (современной Калининградской обл.) и изучал там хуторское хозяйство немецких крестьян. В результате он пришел к убеждению, что эта форма крестьянского хозяйства наиболее рациональна и прогрессивна, а крепкий мужик-хуторянин собственник земли наиболее надежная опора социальной стабильности.

В Советском Союзе в период коллективизации были уничтожены мелкие собственники земли — кулаки, как тогда их называли. В результате были созданы колхозы, являющиеся прообразами дореволюционных крестьянских общин, только в худшей интерпретации, т.к. были сильно идеологизированы. Во времена колхозов райкомы партии из города командовали, что сажать и в какие сроки.

За самовольство, т.е. за желание более рационально вести сельское хозяйство, председатель колхоза мог вылететь из партии со всеми негативными последствиями. В лице колхозов, организованных партией коммунистов-большевиков, во главе которой в тот период времени стоял И.В. Сталин, идея крестьянских общин была доведена до абсурда. Чем это закончилось – известно, страна все больше стала покупать продовольствия за рубежом. Производительность труда в сельском хозяйстве в России в советское время была в 3-4 раза ниже, чем в странах Западной Европы и США.

Как выше было сказано, основной принцип аграрной реформы Столыпина П.А. – замена общинного крестьянского землепользования индивидуальным землепользованием. К идее индивидуального землепользования вновь пришли в России через 100 лет в конце 20 века.

Реформу сельского хозяйства в начале 20 века было решено проводить в два этапа:

  • на первом предусматривалось закрепление в личную собственность домохозяина всего надела, принадлежащего крестьянскому двору и выделение его из общинного владения;
  • на втором сведение в одно место чересполосных земель этого надела с последующим переносом на выделенный земельный участок крестьянской усадьбы со всеми ее жилыми и хозяйственными постройками.

С 1906 г. Правительство П.А. Столыпина начало осуществлять широкомасштабные аграрные реформы, включавшие в себя несколько направлений:

  • форсированное разрушение крестьянских общин и укрепление индивидуального крестьянского землевладения;
  • землеустройство: ликвидация земельной чересполосицы, создание хуторов и отрубов;
  • переселение крестьян из перенаселенного центра России на окраины, где имелся свободный земельный фонд;
  • содействие крестьянам в приобретении дополнительных участков земли через Крестьянский поземельный банк.

Проведению реформы предшествовал ряд мер. Наиболее значительной из них был манифест, отменявший выкупные платежи за надельные земли бывших помещичьих удельных и государственных крестьян. Выкупные платежи были установлены манифестом 1861 г. об отмене крепостного права в России. Необходимость выкупать земли у помещиков сводило на нет юридическую отмену крепостного права в России. Крестьяне продолжали экономически зависеть от помещиков, т.к. у крестьян не было денег для покупки земли.

  С момента издания манифеста в 1906 г. крестьянская община, но еще не двор становилась собственником надельной земли.

Изданными в это время указами разрешалась продажа через Крестьянский банк удельных и казенных земель малоземельным крестьянам по льготной цене. В 1906 года был издан указ, уравнивающий в паспортном отношении крестьян с остальными сословиями.

Кстати говоря, в советское время крестьяне-колхозники не имели паспортов, не могли уехать учиться в город. По существу коммунисты в 20 веке реанимировали в стране крепостное право, где собственником выступало государство.

Основное содержание столыпинской земельной реформы было изложено в соответствующих указах, которые устанавливали право свободного выхода из общины, с укреплением в собственность домохозяев переходящих к личному владению участков из мирского надела. Таким образом, надел переходил в личную собственность домохозяина, а не двора в целом. При очередном переделе земли в общине крестьянин мог потребовать вместо выделенных ему разрозненных полос в разных полях и угодьях предоставление ему равноценного участка в одном месте – отруба. Перенесение на него двора с жилыми и хозяйственными постройками превращало его в хутор. С этого момента хуторянин уже не мог пользоваться общими выгонами и водопоями. Указ разрешал крестьянину-домохозяину в любое время потребовать от общины закрепления в свою личную собственность причитающейся его двору надел земли. При этом требовалось согласие схода. Если в течение определенного срока сход не принимал решения, выделение домохозяину его надела могло быть проведено и без согласия схода. В западных губерниях, в Литве, Белоруссии и на Правобережной Украине подворные землевладения сразу переходили в личную собственность домохозяев.

Таковы были основополагающие акты столыпинской аграрной реформы.

Определенного срока завершения реформы не предусматривалось. П.А. Столыпин полагал, что для этого потребуется примерно 20 лет. За это время он намеревался провести и ряд других преобразований в области местного самоуправления, народного просвещения, национальном вопросе и др. «Дайте государству 20 лет покоя внутреннего и внешнего и вы не узнаете нынешнюю Россию» говорил Столыпин.

В современной исторической литературе существуют различные точки зрения на результаты «столыпинской аграрной реформы».

Одни историки считают, то столыпинская аграрная реформа провалилась, другие придерживаются прямо противоположного мнения, при этом как одни, так и другие опираются на одни и те же цифры.

 К 1 января 1916 года из общин вышло 26 % общинных дворов и 15 % площади крестьянского общинного землевладения.

Усилилась концентрация надельной земли в руках кулачества.

Не удалось за столь короткий срок (10 лет) повсеместно создать хутора и отруба, которые должны были стать опорной базой реформированного сельского хозяйства России. Организация хозяйства на хуторах и отрубах требовала значительных средств, знаний, организаторских способностей и др.

Следует учесть, что проведение реформы было рассчитано на длительный срок, в действительности она проводилась не более 10 лет, причем ее осуществлению препятствовали, как сверху, так и снизу.

Помещики и другие крупные собственники земли не хотели терять своей собственности, а крестьянство было неоднородно – среди них были грамотные, относительно зажиточные люди, а были откровенные лодыри, пьяницы, живущие по принципу: «день прошел и славу бога». Не малую роль при проведении реформ играет психология людей. Многие крестьяне не хотели выходить из общины из боязни нового, неизвестного. Их страшила личная ответственность перед будущей жизнью. В основной своей массе русский народ весьма консервативен. В общине жили хуже, чем собственным хозяйством, но меньше личной ответственности.

Удачливыми собственниками могли стать не авантюристы, а грамотные люди, знакомые с агротехникой, рациональные хозяева. Хороший фермер это образованный человек, желающий работать на земле. Без глубоких знаний эффективный фермер не состоится. У фермера должно было хорошее специализированное образование, наличие материальной поддержки со стороны государства. Создание высокопроизводительных фермерских хозяйств невозможно без развитой инфраструктуры, включая дороги, электроснабжение, средств  транспорта и механизации сельского труда.